Общие требования к  российской компании для подготовки на IPO  на London Stock Exchange/Alternative Investment Market (LSE/AIM)   - площадка для среднего бизнеса.

 

AIM ( Alternative Investment Market)- рынок альтернативных инвестиций., « малая площадка» Лондонской фондовой Биржи с гибкими правилами размещения компаний.

 

 

Самый успешно растущий рынок (2004-1021 компаний, 2005-1399 компаний), ожидается бум в 2006-2007 гг.

 

Небольшие развивающиеся компании ( 80 % компаний имеют капитализацию менее 50 млн.фунтов)

 

На 1 мая 2006 года- 1 528 компания, капитализация всех компаний-74 млрд. фунтов

 

Требования:

 

 

1.      Величина – объем годовой выручки не менее 50 000 000 долл/год, наличие «показываемой» чистой прибыли в разумных размерах.

2.      Активный рост по выручке, операционной и чистой прибыли, доле рынка и другим принципиальным показателям  развития за последние 2-3 года. Хорошие прогнозы на ближайшее будущее.

3.      Искреннее желание Владельцев развивать компанию и серьезная готовность к процедуре IPO.

4.      Желательно (но необязательно наличие связей с зарубежными рынками (например: экспортно-импортная деятельность, производство, филиалы или представительства за пределами России)

 

 

 

 

Допуск к размещению:

 

-Готовность акционеров к открытости

-«Правильные» причины выхода на AIM

-Менеджмент: пользующийся доверием, желательно с международным опытом, англоговорящий

-Бизнес: растущий, с конкурентным преимуществами

-Высокие стандарты корпоративного управления ( существующие или планируемые)

-Эффективная система внутреннего контроля

-Отчетность по МСФО - минимум за 2 года ( общее правило, но возможны варианты)

 

 

 

 

 

 

 

Процедура вступления в AIM:

-Оценка возможности выхода на AIM

-Предварительная оценка (Базовая финансовая информация, Встречи с руководством компании, Вероятность спроса на компанию)

-Назначение консультантов

-Due Diligence для определения соответствия компании требованиям AIM

( юридический, финансовый, коммерческий)

-Подготовка документа о вступлении

-Маркетинг – встречи и презентации (Poadshow)

-Выпуск акций и выход на тоги

 

 

Участники IPO/Консультанты: Кто оказывает содействие по выходу на AIM?

Команда консультантов:

-Официальный консультант (NOMAD)

-Брокеры ( могут быть NOMADы)

-Аудиторы

-Юрисконсульты

-Регистраторы акций

-Консультант по финансовым аспектам связей с общественностью

 

NOMAD(Nominated adviser) –Офицальный консультант по корпоративным

финансам ( существует только на AIM)

Ключевая фигура, «друг и полицейский в одном лице» (объясняет требования и контролирует их выполнение)

Несет персональную ответственность за «соответствие компании требования листинга на AIM»

Возможно получение «короткого списка» NOMADов в зависимости от размера и специфики деятельности копании

Прекращение сотрудничества NOMADом ведет к прекращению торгов; если замена не найдена в течение месяца - членство в AIM аннулируется

 

Документ о вступлении на AIM:

Документ о вступлении  (Admission document) на AIM содержит:

-описание ценных бумаг для размещения на AIM

-полное описание компании, ее основной деятельности и структуры капитала

-Финансовый отчет, Отчет об оборотном капитале

-финансовая история компании, в некоторых случаях- финансовые прогнозы

-данные о NOMADe и брокере компании

-имена и должностные обязанности директоров, детальная информация, включая банкротства, за 5 лет

-имена акционеров компании

-доля каждого акционера компании, прямо или косвенно владеющего 3% и более акций эмитента.

 

 

 

 

 

Информация для Документа о вступлении - необходимое, но не достаточное условие для допуска на AIM

Особая важность-умение руководителей представлять компанию инвесторам (40-80 встреч)

Презентации - помощь финансовых PR-консультантов, «правильные» ответы

Время до выхода на AIM-примерно 12 недель с момента готовности компании

 

Основные проблемы российских компаний, желающих выйти на AIM, и пути их решения :

-Нацеленность на оптимизацию налогообложения - поиск компромисса в глазах потенциальных инвесторов

-Отсутствие четкой юридической структуры - структурирование группы, создание холдинговой компании, достижение «аудитопригодности» консолидированной финансовой отчетности

-Отсутствие налаженной и эффективной системы внутреннего контроля, постановка документооборота, системы бюджетирования, усиление контроля на ключевых участках, построение системы корпоративного управления

-Отсутствие кадров для подготовки, консолидированной финансовой отчетности по МСФО -  обучение своих специалистов, либо привлечение сторонних консультантов

-Необходимость затрат – нацеленность на получение выгод в будущем, оценка эффективности предполагаемых затрат

 

 

Информация необходимая для первичного изучения NOMADу LSE/AIM.

 

1. Основной вид деятельности, география производства/продаж, экпортно-импортная активность/присутствие на зарубежных рынках

 

2. Дата основания/количество лет в бизнесе

 

3. Структура собственности (н-р два частных предпринимателя владеют ХХ% компании)

 

4. Кр.оценка потенциала/размера рынка, доли компании на рынке

 

5. Ключевые моменты стратегии (н-р стать 2-м игроком на ХХ рынке, увеличить долю рынка до Х% в 20ХХг.)

 

6. Выручка за 2005г. (последний период). Рост выручки за последние 2-3 года, сравнение со средними темпами роста данного рынка

 

7. Текущая и историческая рентабельность операционной прибыли/EBITDA

 

8. Размер активов (в т.ч. основных средств для производственных/капиталоемких компаний)

 

 9  Общие описание планов дальнейшего развития 

 

10. Цели привлечения инвестиций

 

11. Ожидаемый объем привлеченных инвестиций

 

Суть и смысл IPO для Владельца Бизнеса.

 Выход на IPO отражает  переход компании в новое качество. Основная характеристика данного качества – это  отстроенность бизнеса по международным  стандартам и публичность.

Основная выгода – это качественно более высокий статус на рынке, включая рынки капитала, позволяющий привлекать денежные средства на  выгодных условиях, а также статус, внушающий доверие всем заинтересованным лицам: инвесторам, менеджменту,  покупателям, поставщикам.

На IPO имеет смысл  выходить Владельцам тех компаний, которые желают интенсивно развивать бизнес, а также тем, кто хочет выгодно продать или эффективно выйти из бизнеса. Если компания не будет развиваться, и соответственно не будет информировать рынок о планах и фактах своего развития, то цена ее акций вряд ли будет расти, и, следовательно, дополнительные выпуски не принесут желаемых денег, также невозможно будет успешно привлекать деньги в долг через размещение облигаций (см ниже). В этом случае текущие затраты на поддержание компании в данном статусе (расходы на брокеров, поддерживающих ликвидность акций,  аудит, пиар,  и тд) будут не оправданы, а профессиональные агенты, выводившие клиента на IPO потеряют репутацию в глазах  Инвесторов и других участников  рынка.

 

Почему Владелец заинтересован в IPO.

Владелец заинтересован в IPO на London Stock Exchange/Alternative Investment Market (LSE/AIM) т.к он увеличивает ликвидность, подконтрольность, управляемость бизнеса и оптимизирует  риски бизнеса.

-Поступление на счет предприятия  «живых»,  наличных денег без потери контроля над бизнесом. Например: Компания с Выручкой 100 млн дол./год и чистой прибылью 10 млн дол.год может привлечь на рынке 21.25 млн дол., разместив 25% от Капитала. Капитализация ( стоимость) данной компании будет равна, например, = 10млн.*10=100 млн; размещенные акции в доле 25% от Капитала привлекут 21.25 млн. дол. «живых» денег для Владельца: 100млн*25%-(25 млн*15%=3.75 млн, которые составят общую сумму затрат компании на размещение/вознаграждения андерайторов, юристов, аудиторов и собственно LSE.

 Данные деньги по сути  бесплатны, т.к это не заимствование, а продажа части капитала, обязательного требования выплаты или минимального размера дивидендов на акции не существует, а комиссия профессиональным агентам за вывод компании на IPO и  поддержание ее статуса на Бирже и вторичном рынке, которая  стоит 60 000-100 000 дол./год (+ обязательный аудит один раз в год ( так как полугодовая отчетность не обязательно должна быть аудированной), реально оплачивается  деньгами,  полученными от первоначальной или последующей дополнительной продажи акций.

 

-Есть возможность покрывать часть комиссии агентов путем предоставления им опционов на право покупку акций компании в будущем по заранее установленной цене.

-Возможность более дешевого долгового заимствования , например: выпуска облигаций под 10%  годовых, вместо коммерческих кредитов под 15%;

-Возможность использовать акции в качестве залога

-Последующие выпуски акций стоят  дешевле, так как нет необходимости составлять полную документацию и представлять компанию инвесторам, а акции котируются дороже или существенно дороже (при нормальном развитии компании).

-Возможность привлечения Стратегических  инвесторов и продажи им доли компании по рыночной цене, без дисконта за отсутствие ликвидности.

-Возможность продажи бизнеса/слияния с конкурентом по наиболее высокой цене в случае серьезного ухудшения конкурентных позиций компании.

-Возможность более эффективно конкурировать с иностранными компаниями, которые придут или расширят свое присутствие на рынке, после вступления РФ в ВТО (пакет соглашений, суть которых, для иностранцев, сводится к гарантиям защиты иностранных инвесторов).

-Страховка Владельца от потери бизнеса ( в результате рейдерства, центробежных тенденций менеджмента, конкуренции и т.д.) путем возврата себе денег, т.е замещение риска собственного риском акционеров, купивших долю компании.

-Наведение порядка в бизнесе (структуре, процессах, управлении); усиление управленческого контроля (за менеджментом); усиление контроля Владельца в процессе подготовки и выполнения требований стандартов корпоративного управления и разработки  стратегического пакета в процессе подготовки к IPO.

-Возможность выйти на более ликвидную и престижную «основную» площадку LSE.Упрощенный доступ на иные биржи мира.

-Оптимизация политических рисков давления на компанию, в том числе и со стороны силовых и фискальных служб.

-Возможности посредством распределения ликвидных акций/опционов мотивировать менеджмент.

-Возможность спекулятивного дохода посредством продажи собственных акций в случае роста котировок (Показать историю роста капитализации компаний СНГ)

-Статус, внушающий доверие всем заинтересованным лицам: инвесторам, менеджменту,  покупателям, поставщикам.

-Промоушен (пиар) компании на мировом рынке профессиональных участников рынка капитала: среди инвесторов (включая крупные фонды), аналитиков, брокеров.

- Именно LSE\AIM по соотношению объема денег и требованиям к компаниям среднего размера имеет приоритет перед другими европейскими и американскими площадками.

 

 

Часто задаваемые Владельцами вопросы:

1)      Не скупят ли мой бизнес конкуренты? – Нет, так как Вы все равно будет продавать/размещать миноритарный пакет и то, частями. Например, в момент выхода 20%, затем через год 5-10% - это имеет экономический смысл, т.к цена за одну акцию должна уже быть существенно выше (ведь ваш бизнес должен развиваться).

2)      Не смогут ли конкуренты  каким-либо образом негативно влиять на бизнес, выкупив миноритарный пакет? – Нет, миноритарная (в совокупности меньше 51% акций) доля, при условии соответствующего оформления Уставных документов, не даст им такой возможности.

Личная информация  о Владельце, не станет ли доступной широкому кругу лиц? – О Владельце будут, естественно, будут знать профессиональные участники рынка: Аналитики (не обязательно), Брокеры, Номады, представители Акционеров, в случае с LSE – это в подавляющем большинстве иностранцы. Широко пиарится или нет – это личное дело Владельца. Существующий круг основных клиентов, поставщиков и топ менеджеров компании, в любом случае знает, кто есть реальный Владелец. Какой либо дополнительной личной информации  (доходы, места проживания, естественно не требуется).



Hosted by uCoz