Общие требования к российской компании для подготовки на IPO на
London Stock Exchange/Alternative Investment Market (LSE/AIM) - площадка для среднего бизнеса.
AIM ( Alternative Investment Market)- рынок альтернативных инвестиций., « малая площадка» Лондонской
фондовой Биржи с гибкими правилами размещения компаний.
Самый успешно растущий рынок (2004-1021 компаний, 2005-1399 компаний),
ожидается бум в 2006-2007 гг.
Небольшие развивающиеся компании ( 80 % компаний имеют капитализацию
менее 50 млн.фунтов)
На 1 мая 2006 года- 1 528 компания, капитализация всех компаний-74
млрд. фунтов
Требования:
1. Величина – объем годовой выручки не менее
50 000 000 долл/год, наличие «показываемой» чистой прибыли в разумных
размерах.
2. Активный рост по выручке, операционной и
чистой прибыли, доле рынка и другим принципиальным показателям развития за последние 2-3 года. Хорошие
прогнозы на ближайшее будущее.
3. Искреннее желание Владельцев развивать
компанию и серьезная готовность к процедуре IPO.
4. Желательно (но необязательно наличие связей с
зарубежными рынками (например: экспортно-импортная деятельность, производство,
филиалы или представительства за пределами России)
Допуск к
размещению:
-Готовность акционеров к открытости
-«Правильные» причины выхода на AIM
-Менеджмент: пользующийся доверием, желательно с международным опытом,
англоговорящий
-Бизнес: растущий, с конкурентным преимуществами
-Высокие стандарты корпоративного управления ( существующие или
планируемые)
-Эффективная система внутреннего контроля
-Отчетность по МСФО - минимум за 2 года ( общее правило, но возможны
варианты)
Процедура
вступления в AIM:
-Оценка возможности выхода на AIM
-Предварительная оценка (Базовая финансовая информация, Встречи с
руководством компании, Вероятность спроса на компанию)
-Назначение консультантов
-Due Diligence для определения
соответствия компании требованиям AIM
( юридический, финансовый, коммерческий)
-Подготовка документа о вступлении
-Маркетинг – встречи и презентации (Poadshow)
-Выпуск акций и выход на тоги
Участники IPO/Консультанты: Кто оказывает
содействие по выходу на AIM?
Команда консультантов:
-Официальный консультант (NOMAD)
-Брокеры ( могут быть NOMADы)
-Аудиторы
-Юрисконсульты
-Регистраторы акций
-Консультант по финансовым аспектам связей с общественностью
NOMAD(Nominated adviser) –Офицальный консультант по корпоративным
финансам ( существует только на AIM)
Ключевая фигура, «друг и полицейский в одном лице» (объясняет
требования и контролирует их выполнение)
Несет персональную ответственность за «соответствие компании требования
листинга на AIM»
Возможно получение «короткого списка» NOMADов в зависимости от размера и специфики деятельности копании
Прекращение сотрудничества NOMADом ведет к
прекращению торгов; если замена не найдена в течение месяца - членство в AIM аннулируется
Документ о
вступлении на AIM:
Документ о вступлении (Admission document) на AIM содержит:
-описание ценных бумаг для размещения на AIM
-полное описание компании, ее основной деятельности и структуры
капитала
-Финансовый отчет, Отчет об оборотном капитале
-финансовая история компании, в некоторых случаях- финансовые прогнозы
-данные о NOMADe и брокере
компании
-имена и должностные обязанности директоров, детальная информация,
включая банкротства, за 5 лет
-имена акционеров компании
-доля каждого акционера компании, прямо или косвенно владеющего 3% и
более акций эмитента.
Информация для Документа о вступлении - необходимое, но не достаточное
условие для допуска на AIM
Особая важность-умение руководителей представлять компанию инвесторам
(40-80 встреч)
Презентации - помощь финансовых PR-консультантов, «правильные» ответы
Время до выхода на AIM-примерно 12
недель с момента готовности компании
Основные
проблемы российских компаний, желающих выйти на AIM, и пути их решения :
-Нацеленность на оптимизацию налогообложения - поиск компромисса в
глазах потенциальных инвесторов
-Отсутствие четкой юридической структуры - структурирование группы,
создание холдинговой компании, достижение «аудитопригодности» консолидированной
финансовой отчетности
-Отсутствие налаженной и эффективной системы внутреннего контроля,
постановка документооборота, системы бюджетирования, усиление контроля на
ключевых участках, построение системы корпоративного управления
-Отсутствие кадров для подготовки, консолидированной финансовой
отчетности по МСФО - обучение своих
специалистов, либо привлечение сторонних консультантов
-Необходимость затрат – нацеленность на получение выгод в будущем,
оценка эффективности предполагаемых затрат
Информация
необходимая для первичного изучения NOMADу LSE/AIM.
1. Основной вид деятельности, география
производства/продаж, экпортно-импортная активность/присутствие на зарубежных
рынках
2. Дата основания/количество лет в бизнесе
3. Структура собственности (н-р два частных предпринимателя владеют ХХ%
компании)
4. Кр.оценка потенциала/размера рынка, доли компании на рынке
5. Ключевые моменты стратегии (н-р стать 2-м игроком на ХХ рынке, увеличить
долю рынка до Х% в 20ХХг.)
6. Выручка за 2005г. (последний период). Рост выручки за последние 2-3
года, сравнение со средними темпами роста данного рынка
7. Текущая и историческая рентабельность операционной прибыли/EBITDA
8. Размер активов (в т.ч. основных средств для
производственных/капиталоемких компаний)
9
Общие описание планов дальнейшего развития
10. Цели привлечения инвестиций
11. Ожидаемый объем привлеченных инвестиций
Суть и смысл IPO для Владельца Бизнеса.
Выход на IPO
отражает переход компании в новое
качество. Основная характеристика данного качества – это отстроенность бизнеса по международным стандартам и публичность.
Основная выгода – это качественно более высокий статус на рынке, включая
рынки капитала, позволяющий привлекать денежные средства на выгодных условиях, а также статус, внушающий
доверие всем заинтересованным лицам: инвесторам, менеджменту, покупателям, поставщикам.
На IPO имеет смысл
выходить Владельцам тех компаний, которые желают интенсивно развивать
бизнес, а также тем, кто хочет выгодно продать или эффективно выйти из бизнеса.
Если компания не будет развиваться, и соответственно не будет информировать
рынок о планах и фактах своего развития, то цена ее акций вряд ли будет расти,
и, следовательно, дополнительные выпуски не принесут желаемых денег, также
невозможно будет успешно привлекать деньги в долг через размещение облигаций
(см ниже). В этом случае текущие затраты на поддержание компании в данном
статусе (расходы на брокеров, поддерживающих ликвидность акций, аудит, пиар,
и тд) будут не оправданы, а профессиональные агенты, выводившие клиента
на IPO потеряют репутацию в глазах Инвесторов и других участников рынка.
Почему Владелец заинтересован в IPO.
Владелец заинтересован в IPO на London Stock Exchange/Alternative Investment Market (LSE/AIM) т.к он увеличивает
ликвидность, подконтрольность, управляемость бизнеса и оптимизирует риски бизнеса.
-Поступление на счет предприятия
«живых», наличных денег без
потери контроля над бизнесом. Например: Компания с Выручкой 100 млн дол./год и
чистой прибылью 10 млн дол.год может привлечь на рынке 21.25 млн дол.,
разместив 25% от Капитала. Капитализация ( стоимость) данной компании будет
равна, например, = 10млн.*10=100 млн; размещенные акции в доле 25% от Капитала
привлекут 21.25 млн. дол. «живых» денег для Владельца: 100млн*25%-(25
млн*15%=3.75 млн, которые составят общую сумму затрат компании на размещение/вознаграждения
андерайторов, юристов, аудиторов и собственно LSE.
Данные деньги по сути бесплатны, т.к это не заимствование, а
продажа части капитала, обязательного требования выплаты или минимального
размера дивидендов на акции не существует, а комиссия профессиональным агентам
за вывод компании на IPO и
поддержание ее статуса на Бирже и вторичном рынке, которая стоит 60 000-100 000 дол./год (+
обязательный аудит один раз в год ( так как полугодовая отчетность не обязательно
должна быть аудированной), реально оплачивается
деньгами, полученными от
первоначальной или последующей дополнительной продажи акций.
-Есть возможность покрывать часть комиссии агентов путем предоставления им
опционов на право покупку акций компании в будущем по заранее установленной
цене.
-Возможность более дешевого долгового заимствования , например: выпуска
облигаций под 10% годовых, вместо
коммерческих кредитов под 15%;
-Возможность использовать акции в качестве залога
-Последующие выпуски акций стоят
дешевле, так как нет необходимости составлять полную документацию и
представлять компанию инвесторам, а акции котируются дороже или существенно
дороже (при нормальном развитии компании).
-Возможность привлечения Стратегических
инвесторов и продажи им доли компании по рыночной цене, без дисконта за
отсутствие ликвидности.
-Возможность продажи бизнеса/слияния с конкурентом по наиболее высокой цене
в случае серьезного ухудшения конкурентных позиций компании.
-Возможность более эффективно конкурировать с иностранными компаниями,
которые придут или расширят свое присутствие на рынке, после вступления РФ в
ВТО (пакет соглашений, суть которых, для иностранцев, сводится к гарантиям
защиты иностранных инвесторов).
-Страховка Владельца от потери бизнеса ( в результате рейдерства, центробежных
тенденций менеджмента, конкуренции и т.д.) путем возврата себе денег, т.е
замещение риска собственного риском акционеров, купивших долю компании.
-Наведение порядка в бизнесе (структуре, процессах, управлении); усиление
управленческого контроля (за менеджментом); усиление контроля Владельца в
процессе подготовки и выполнения требований стандартов корпоративного
управления и разработки стратегического
пакета в процессе подготовки к IPO.
-Возможность выйти на более ликвидную и престижную «основную» площадку LSE.Упрощенный доступ на
иные биржи мира.
-Оптимизация политических рисков давления на компанию, в том числе и со
стороны силовых и фискальных служб.
-Возможности посредством распределения ликвидных акций/опционов
мотивировать менеджмент.
-Возможность спекулятивного дохода посредством продажи собственных акций в
случае роста котировок (Показать историю роста капитализации компаний СНГ)
-Статус, внушающий доверие всем заинтересованным лицам: инвесторам,
менеджменту, покупателям, поставщикам.
-Промоушен (пиар) компании на мировом рынке профессиональных участников
рынка капитала: среди инвесторов (включая крупные фонды), аналитиков, брокеров.
- Именно LSE\AIM по соотношению объема
денег и требованиям к компаниям среднего размера имеет приоритет перед другими
европейскими и американскими площадками.
Часто задаваемые Владельцами
вопросы:
1) Не скупят ли мой бизнес конкуренты? – Нет, так как
Вы все равно будет продавать/размещать миноритарный пакет и то, частями. Например,
в момент выхода 20%, затем через год 5-10% - это имеет экономический смысл, т.к
цена за одну акцию должна уже быть существенно выше (ведь ваш бизнес должен
развиваться).
2) Не смогут ли конкуренты каким-либо образом негативно влиять на
бизнес, выкупив миноритарный пакет? – Нет, миноритарная (в совокупности меньше
51% акций) доля, при условии соответствующего оформления Уставных документов,
не даст им такой возможности.
Личная информация о Владельце, не станет ли доступной широкому
кругу лиц? – О Владельце будут, естественно, будут знать профессиональные
участники рынка: Аналитики (не обязательно), Брокеры, Номады, представители
Акционеров, в случае с LSE – это в подавляющем большинстве иностранцы.
Широко пиарится или нет – это личное дело Владельца. Существующий круг основных
клиентов, поставщиков и топ менеджеров компании, в любом случае знает, кто есть
реальный Владелец. Какой либо дополнительной личной информации (доходы, места проживания, естественно не требуется).